Монтажные стыки и переходы

Опубликовано: 12.10.2018

видео Монтажные стыки и переходы

Мини-курс «Теория монтажа». Урок 2 - Типы склеек

Переход от кадра к кадру внутри монтажной фразы и переход от одного эпизода к следующему всегда должен быть тщательно продуман и заранее предусмотрен, чтобы его можно было осуществить в процессе съемки. Это одинаково важно как при съемке с неподвижной точки, так и при такой съемке, когда камера панорамирует или движется.



Междукадровые и межэпизодные переходы отнюдь не случайны и имеют прямую связь, с одной стороны, с замыслами режиссера, с другой стороны — с требованиями технического монтажа. Переход от кадра к кадру будет только тогда плавным и незаметным для зрителя, когда он выполнен с учетом взаимодействия стоящих рядом кусков, с учетом их смысла, порядка и сочетания. Как только это правило будет нарушено, зритель сейчас же это почувствует, так как монтаж станет неровным, «скачкообразным», будет восприниматься как серия «толчков» и «скачков», возникающих на стыках, соединениях.


Переход Morph cut в Premiere Pro CC

Для обеспечения плавности монтажных переходов надо «монтажно думать», раскадровывая сценарий, и «монтажно снимать». О правилах монтажной съемки придется сказать еще не раз. Правила же «монтажного мышления» должны не забываться при разработке режиссерско-монтажного сценария . Одно из этих правил: не ставить рядом кадры одинакового плана, монтажные переходы лучше всего вести на стыке разных по плану кадров. Сочетание кадров в монтаже может быть самым различным. Каждый режиссер один и тот же эпизод может разработать по-другому. Возьмем для примера эпизод горнолыжных состязаний прыжок с трамплина. В авторском литературном сценарии этот эпизод может быть записан так:


Типы склеек. Склейки и переходы как инструмент монтажера. Дарья Гладышева

«Покрытая пушистым снегом поляна среди гор. Лыжный трамплин. Группа туристов наблюдает за прыжком горнолыжника. Лыжник поднялся в воздух, совершил прыжок и плавно спустился на снег...»

В своей монтажной разработке один режиссер эту сцену может записать так:

1. Общий план. Из затемнения. Медленная панорама заснеженных горных вершин. Панорама останавливается, идет вниз и открывает спортивную станцию с горнолыжным трамплином.

2. Средний план. Группа туристов у балюстрады на балконе горной гостиницы.

3. Крупный план. Головы туристов поворачиваются налево.

4.  Общий план. Далеко на вершине трамплина появляется фигурка лыжника.

5. Средний план. Фигура лыжника. Он начинает движение.

6. Средний план. Группа туристов наблюдает.

7. Крупный план. Туристы поднимают головы вверх и ведут их слева направо.

8. Общий план. Фигура лыжника летит по воздуху.

9. Крупный план. Лицо девушки-туристки.

10. Средний план. Лыжник взмахивает руками, стремительно двигаясь вместе с кадром (панорама).

11. Средний план. Туристы смотрят направо вниз.

12. Общий план. Далеко внизу справа приземляется лыжник. В затемнение.

Другой режиссер этот же эпизод может раскадровать совсем подругому:

1. Общий план. Из затемнения. Заснеженные горные вершины. Снизу в кадр влетает фигура человека с закинутыми назад руками. Камера «подхватывает» ее и, «взлетев» над горами, следит за ней, стремительно пролетающей на фоне облаков. Фигура лыжника — средний план.

 2. Общий план. Группа туристов внизу на балконе горной гостиницы. Камера стремительно приближается к ним (съемка с помощью объектива «трансфокатора», создающего эффект быстрого наезда ). Наезд останавливается на крупном плане лица девушки, с восторгом следящей за полетом лыжника.

3. Крупный план. Камера панорамирует . Лицо лыжника. Он раскидывает руки как крылья. Ветер бьет ему в лицо. Он улыбается.

4. Крупный план. Девушка, поворачивает голову вправо, следит за лыжником (лыжника в кадре нет).

5. Общий план . Далеко внизу справа приземляется лыжник. В затемнение.

Один и тот же эпизод раскадрован по-разному. Применена различная техника съемки, использована различная аппаратура и оптика. В обоих случаях ввод в эпизод и выход из него — переход к следующему — даны приемом затемнения .

Карта
rss