Как выглядит рынок eCommerce с точки зрения СПСР Экспресс

Опубликовано: 12.10.2018

Какие тенденции онлайн-ритейла раскрывает анализ рынка доставки? Как удешевить доставку для интернет-магазинов и конечного клиента?  Нужно ли разрабатывать стандарты обслуживания для рынка доставки и избавляться от клиентоориентированности? На эти и другие вопросы ответил Артем Переславцев, директор по маркетингу СПСР Экспресс, в  докладе «Только цифры и факты. Аналитика по online-торговле» в рамках бизнес-форума ONLINE RETAIL RUSSIA.

СПСР Экспресс в рамках ONLINE RETAIL RUSSIA представила исследование, в котором показала, как выглядит рынок Интернет-торговли с точки зрения логистической компании.  Основываясь на данных своих клиентов, они сравнили объемы доставки товаров в секторе дистанционной торговли за I квартал 2011 года и I квартал 2012 года.

Куда идет рынок онлайн-ритейла и с какой скоростью

Первая тенденция, которую отметил Артем Переславцев, – рост объема посылок в сегменте  экспресс-доставки B2C. В I квартале 2012 года компания отправила на 45% больше посылок, чем в I квартале 2011 года.

Вторая тенденция, которая была обозначена в докладе, – рост объемов доставки в сегменте «Одежда и обувь» и «Косметика».  Если сравнивать I квартал 2011 и 2012 года, то объем доставки одежды и обуви по данным СПСР Экспресс вырос почти в четыре раза. Например, в феврале 2012 года компания доставила на 283% заказов больше, чем в феврале прошлого года. Ежемесячно объемы доставки в этом сегменте растут на 12-25%.  Интересно, что в этом сегменте нет провала по объему заказов даже в январе. Артем Переславцев  представил слайд, на котором было видно, что рост в январе 2012 года, по сравнению с декабрем 20121 года составил 17%.

Третья тенденция рынка (согласно исследованию СПСР) – децентрализация и прирост регионов. Санкт-Петербург и Москва занимают еще достаточно большую  долю в объеме заказов, но в числе городов, куда осуществляется доставка, все больше таких, население которых от 100 до 500 тысяч, и от 500 до 1 млн человек.

И еще один интересный тренд был отмечен в докладе: доля предоплаченных товаров растет и будет расти. Если в Iквартале 2010 года доля Prepaid составляла 3%, в 2011 году – 5%, то в 2012 году эта цифра составила 7% (сравнивались данные только за I квартал). По мнению Артема Переславцева, к концу 2012 года эта цифра достигнет 10%. Он также отметил, что для того, чтобы увеличить долю предоплаченных товаров, многие магазины предлагают скидки и бонусы. Часть клиентов предпочитают платить с помощью пластиковой карты, если покупка при таком способе оплаты будет для них дешевле.

Нужно ли избавляться от клиентоориентированности рынку доставки

Краеугольным камнем доклада стал слайд, который продемонстрировал, как ответили респонденты на вопрос «Готовы ли Вы получать заказы из Интернет-магазина без предварительного звонка, в том случае, если дата и время доставки будут согласованы вами в процессе заказа?». Т.е., готовы ли клиенты полностью в онлайн-режиме согласовывать дату и время доставки и быть настолько дисциплинированными, чтобы ждать заказ в указанное в заявке время, без предварительных переговоров с курьером или представителем магазина по телефону. Согласно исследованию СПСР, 78% клиентов готовы к этому. Однако этот тезис вызвал много вопросов из зала, многие участники рынка согласились с тем, что, если клиенту не позвонить, он просто откажется от покупки.

По мнению Артема Переславцева, сервисы доставки должны быть систематизированы, по крайней мере, на федеральном уровне. Если на крупном рынке, таком, как московский, можно сделать клиентоориентированный ВИП-сервис, то на общероссийском уровне необходимо разрабатывать более жесткие стандарты. Компания СПСР уже сейчас предлагает своим клиентам установить некий виджет, который, в свою очередь, могут использовать клиенты интернет-магазина и контролировать доставку без дополнительного звонка со стороны магазина.

По мнению СПСР, виджет поможет увеличить количество «стопов» в день (доставок конечному клиенту) и оптимизировать работу курьерской компании. Также, отвечая на вопросы из зала, Артем Переславцев привел пример европейской компании, которая доставляет 60 млн посылок в год. Для курьера этой компании доставка 80-ти посылок в день – стандартный показатель. Доставка при этом стоит около 2-х фунтов. Европейская компания работает по жестким стандартам, без излишней клиентоориентированности, т.к. это делает этот сервис дороже (для сравнения, в России курьер логистической компании делает 30-32 «стопа» в день).

Модератор доклада Федор Вирин, директор по исследованиям Data Insight , подытожив доклад, заметил, что, если рынок доставки будет работать по новым стандартам, от этого выиграют все участники рынка, но, конечно, это достаточно далекая перспектива.

За прошлый год логистическая компания СПСР Экспресс доставила 7 млн посылок, из которых 3 млн посылок относились к сектору онлайн-ритейла. Компания обслуживает 4000 населенных пунктов и имеет 200 филиалов по всей России. Исследование не отражает всей картины на российском рынке доставки и составлено по данным крупных онлайн-ритейлеров — клиентов компании СПСР Экспресс.

Артем Переславцев отвечает на вопросы после доклада

Вам также будут интересны статьи:

Карта
rss