Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Опубликовано: 13.03.2018


Оцените статью:

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца преподносит родителям все новые сюрпризы. Малыш уверенно ходит, меняет положение своего тела, манипулирует с различными предметами. Он активно познает мир, интересуется всем, что попадет ему на глаза. К началу второго года жизни дети осознают свое отдельное от мамы «я», активно отстаивают собственную точку зрения. У них появляется интерес к сверстникам, малыши усваивают первые навыки социального общения. Рацион детей более разнообразный, периоды бодрствования длятся 3,5-4 часа подряд, нескорые малыши уже приучены к горшку.

Особенности развития ребенка в 1 год и 2 месяца

Физическое развитие ребенка

В возрасте одного года и двух месяцев рост ребенка составляет 74-82 см. Вес его в среднем 10-13 кг. Охват головы – 46-48 см, охват груди – 48-41 см. Начинают все ярче проявляться индивидуальные особенности развития. Показатели нормы могут отличаться у мальчиков и девочек. Вес зависит от типа питания, аппетита и активности малыша. Узнать, сколько точно ребенок должен весить и каким должен быть его рост, поможет специальная таблица.

Дети в год и 2 месяца уверенно ходят, карабкаются на небольшие возвышенности, легко меняют свое положение тела. Они могут без проблем присесть и подняться, кувыркаются, пробуют бегать. Ребенок носит в руках большие игрушки, толкает и тянет их за веревочку, пробует играть мячиком в футбол. Координация движений значительно улучшается, малыш уже не так часто упускает из рук предметы, падает. Может спокойно открывать и закрывать ящики стола, дверцы тумбочек и шкафов. Вытаскивает оттуда все понравившееся ему вещи. Не удивляйтесь, если застанете кроху возле шкафа в окружении своей одежды или папиных инструментов. Не кричите на малыша, это может его расстроить. Ведь он не понимает, почему мама сердится.

Игры ребенка становятся более разнообразными. Он начинает складывать конструктор лего с крупными деталями, возит машинки, качает маленькую лошадку, нажимает на кнопочки. Если нужно что-то достать, спокойно вскарабкается на стул или диван. Некоторые дети уже догадываются, что можно поставить два предмета друг на друга, чтобы добраться к нужной вещи, находящейся слишком высоко. Для игр используют дополнительные инструменты. Например, толкают мячик палочкой. Активно копируют движения родителей и старших детей. Уверенно показывают вещи, которые хотят получить, подчеркивая свои желания словами или требовательными восклицаниями. В начале второго года и второго месяца у малыша значительно возрастает способность к обучению, чем стоит воспользоваться родителям.



Что должен уметь и умеет делать ребенок в 1 год 4 месяца


Любого заботливого родителя непременно беспокоит то, насколько полноценно развивается и растет его чадо. Едва малышу исполнится 16 месяцев, как большинство мам и пап начинают активно интересоваться вопросом, что должен уметь делать ребенок в 1 год 4 месяца, задавая его своим знакомым и родственникам, дети которых уже благополучно преодолели указанный возрастной рубеж.

Каждый малыш развивается индивидуально

Попробуем изучить поставленный вопрос с различных сторон, затронув как физиологическое, так и интеллектуальное развитие ребенка данного возраста. Но, внимательно сопоставляя представленную информацию с практическими результатами, специалисты рекомендуют не забывать о том, что каждый малыш развивается индивидуально под влиянием своего окружения, особенностей восприятия, чувствительности нервной системы и прочих важных факторов.

Малыш должен уверенно ходить и бегать

Независимо от пола ребенок в возрасте 1 года и 4 месяцев уже вполне способен самостоятельно ходить или даже бегать. Причем некоторые малыши 16 месяцев от роду могут не только уверенно передвигаться, но и перешагивать через небольшие препятствия. Удерживаясь за опору, большинство детей в этом возрасте даже танцуют, что очень способствует укреплению мышц и развитию координации движений.

Необходимо также заметить, что некоторые смышленые малыши ближе к полутора годам жизни начинают самостоятельно проситься на горшок, испытывая соответствующие позывы. Понять в большинстве случаев это можно по поведению, когда ребенок внезапно становится суетливым и беспокойным. В этот момент он может закапризничать, показать пальчиком в сторону горшка или же вовсе подойти к нему и попытаться сесть самостоятельно, нередко прямо в одежде. Такие случаи не редкость, но и не строгая норма, так что ругать ребенка за то, что он все еще не просится на горшок, нельзя.



Рост ребенка в возрасте 1 год 2 месяца




Нормальный рост мальчиков: от 73,1 см. до 83 см. среднее значение 78 см.
Нормальный рост девочек: от 71 см. до 81,7 см., среднее значение 76,4 см.



Данные роста мальчиков по месяцам до 2-х лет

Таблица возраст по месяцам - рост данные ВОЗ о развитии детей мальчиков от 0 до 2-х лет Месяц Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий 0 44.2 46.1 48.0 49.9 51.8 53.7 55.6 1 48.9 50.8 52.8 54.7 56.7 58.6 60.6 2 52.4 54.4 56.4 58.4 60.4 62.4 64.4 3 55.3 57.3 59.4 61.4 63.5 65.5 67.6 4 57.6 59.7 61.8 63.9 66.0 68.0 70.1 5 59.6 61.7 63.8 65.9 68.0 70.1 72.2 6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74.0 7 62.7 64.8 67.0 69.2 71.3 73.5 75.7 8 64.0 66.2 68.4 70.6 72.8 75.0 77.2 9 65.2 67.5 69.7 72.0 74.2 76.5 78.7 10 66.4 68.7 71.0 73.3 75.6 77.9 80.1 11 67.6 69.9 72.2 74.5 76.9 79.2 81.5 12 68.6 71.0 73.4 75.7 78.1 80.5 82.9 13 69.6 72.1 74.5 76.9 79.3 81.8 84.2 14 70.6 73.1 75.6 78.0 80.5 83.0 85.5 15 71.6 74.1 76.6 79.1 81.7 84.2 86.7 16 72.5 75.0 77.6 80.2 82.8 85.4 88.0 17 73.3 76.0 78.6 81.2 83.9 86.5 89.2 18 74.2 76.9 79.6 82.3 85.0 87.7 90.4 19 75.0 77.7 80.5 83.2 86.0 88.8 91.5 20 75.8 78.6 81.4 84.2 87.0 89.8 92.6 21 76.5 79.4 82.3 85.1 88.0 90.9 93.8 22 77.2 80.2 83.1 86.0 89.0 91.9 94.9 23 78.0 81.0 83.9 86.9 89.9 92.9 95.9 24 78.7 81.7 84.8 87.8 90.9 93.9 97.0


Е. Комаровский: Как научить ребенка ходить самостоятельно - что делать, если не ходит в 1 год и 2 месяца, когда начинает ходить без поддержки


Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг — все это поводы для невероятной гордости.

Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развиваетсямедленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.

О нормах и отклонениях от них

В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.

Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить — в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены — от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.



Рецепты для детей от 1 года


Как говорят современные педиатры: у большинства родителей маленьких детей одна проблема - как и чем накормить. В век дисбактериозов и аллергий детский рацион - тема №1. Мы знаем, как разрешить этот животрепещущий и гастрономически-детский вопрос. Главное, не боятся спрашивать и эксперементировать. Тогда ваше чадо не омрачит вас плохим аппетитом. Вот посмотрите, что творят цивилизованные специалисты по детскому питанию! Они утверждают, что докармливать детишек можно аж с 3-х недель. Для профилактики рахита вводить желток и творог. А дальше - больше: по каплям яблочный сок - он богат железом, овощные супы - они насыщают минералами, мясо и рыба - чистой воды белок, и конечно же, зерновые каши. Рис, греча, пшено - важные крупы в детском прикорме. Итак, обо всем этом обстоятельная наша подборка.   

Сегодня многие мамаши очень трепетно изучают состав круп и зерновых. И это правильно, ведь не все каши одинаково полезны, а некоторые могут быть даже вредны. Забудьте про манку, присмотритесь к геркулесу и кукурузе, распробуйте пшено и не забывайте про гречу и рис. Эти крупы, как говорят специалисты, глютен-фри, то есть в деле максимальной пользы для детишек они играют свою эффективную питательную роль. 

Детишкам от года важно и нужно вводить в рацион первое. Это и культура питания, если хотите. Легкие супчики на основе куриного или рыбного бульона, обязательно с овощами и крупами. И не забывайте про высший гастрономический пилотаж - супы-пюре. Их можно готовить из брокколи, моркови, тыквы, добавлять в тарелку немного нежирной сметаны или натурального йогурта без сахара.

Начинайте вводить в рацион ребенка нежирное мясо, а также рыбу, овощи - сырые, запеченные и тушенные, крупы - овсянку, гречку, пшено в виде легких негустых каш. Каши можно варить как на воде, так и на молоке. Можно добавлять в них мелкорезанные фрукты или пюре, ягоды и немного сливочного масла.

Блюда из творога для деток очень хороши. Можно давать просто творог, взбитый с кефиром, йогуртом и ягодами. Творог лучше всего готовить дома самостоятельно. Следуя нашему рецепту, сделать это очень легко. А из домашнего творога получаются очень вкусные запканки, сырники и пудинги.

Лучшие готовые меню и коллекции рецептов



Как развивать речь ребенка в 1 год: пошаговое руководство


Приветствуем наших уважаемых родителей! Поздравляем маленьких читателей с наступлением нового периода их жизни, с окончанием первого, самого трудного и не менее важного года! Поздравляем и их родителей, желаем вам вдохновения и радости!

Сейчас, по прошествии целого года жизни вашего крохи можно выдохнуть. Но не расслабляться! Новый период символизирует начало активного физического и психоречевого развития, а для этого вам понадобится немало усилий.

Развитие речи у годовалых детей проходит сложнейший процесс от накопления слов и понятий через жесты к воспроизведению. И о том, как развивать речь ребенка в 1 год мы и поговорим сегодня. Но это не будет руководство из методики раннего развития. Малыш должен развиваться в соответствии с условиями, заложенными природой.

N.B. Наши далекие предки совершенно не владели знаниями из области психологии или педагогики, они предоставляли природе заботиться о развитии их собственных детей, не применяя никаких методик. Как вы думаете, что помогало малышам прошлого развиваться, в том числе и в речевом направлении?

Параллельные прямые

Пусть у вас откроется второе дыхание, и все получится. Раньше вы ходили с ребенком, теперь будете ходить за ребенком. Направление движения выбирает малыш. Не спешите поворачивать его в нужную вам сторону, не воспринимайте это как каприз или упрямство.

Кроха просто активно познает мир, и то, что его интересует, находится именно там, куда он направляется. Станьте для вашего малыша просто сопровождением, тенью, направляющей для его действий. Двигайтесь в одном с ним направлении. Будьте всегда рядом.



Прыщи у новорожденного (грудничка) - 1 месяц, на лице, красные, мелкие, гормональные


Рождение ребенка – событие долгожданное и волнительное. Но когда роды уже позади, у мамы появляются другие заботы и обязанности.

Приходится учиться ухаживать за малышом, предугадывать его желания и распознавать потребности.

Часто в первый месяц жизни на лице или тельце у ребенка выскакивает сыпь, причины которой для молодых родителей неизвестны.

Прыщи у новорожденного могут привести в ужас неопытную маму, ведь в голове у нее сразу возникает мысль, что со здоровьем ребенка не все в порядке.

Но не стоит преждевременно впадать в панику и волноваться.

Ведь большинство младенческих высыпаний совершенно неопасны, так как являются показателем несовершенства работы сальных и потовых желез или несоблюдения правил по уходу за нежными покровами.

Однако существуют и другие факторы, провоцирующие появление прыщиков у детей в 1 месяц жизни, о которых маме и папе лучше узнать заранее.

Причины возникновения

Прежде всего, следует обратить внимание на условия, в которых содержится ребенок.

Не жарко ли ему, не переедает ли он, достаточно ли в его организм поступает жидкости. Ведь кожа является отражением слаженной работы всех систем.

Гормональные

Мелкиегормональные прыщики с белой головкой в медицине принято называть акне новорожденных.

Дело в том, что в последние дни перед родами, материнский организм начинает активно готовиться к процессу появления ребенка на свет. Гипофиз, плацента и яичники мамы производят большое количество гормонов, которые неизбежно попадают в кровь плода.

Вот почему кожа новорожденного малыша напоминает порой покровы подростков в период полового созревания.

Главный признак акне– это их локализация на лице, в области шеи и в волосистой части головы. Лечить угрине нужно, просто необходимо соблюдать чистоту и сухость кожи.

Фото: акне у новорожденного



Е. Комаровский: режим дня грудничка по месяцам в 1, 2 и 3 месяца, 9 месяцев и 1 год, ребенка в 2 года


Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Особенности

Пища, сон, вода, ощущение безопасности — это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале — сразу после выписки из роддома.

Режим — отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.



1 год ребёнку


Вот и настал долгожданный первый день рождения вашего ребёнка – ему исполнился 1 год! Из совсем крошечного, мало что понимающего, хрупкого комочка за 12 месяцев ребёнок вырос в невероятно активного, любознательного и довольно самостоятельного человечка. Весь следующий год крохе предстоит в основном развивать и совершенствовать 2 главных навыка: речь и умение ходить. Словарный запас у годовалого малыша мал, но быстро расширяется, а только что приобретённый навык ходить без посторонней помощи позволяет малышу посмотреть на мир с новой высоты – стоя на собственных ножках!

Что умеет ребёнок в 1 год?

Главное достижение – умение ходить без посторонней помощи. В 12 месяцев большинство детей может свободно встать и немного пройтись без опоры или поддержки взрослых. Активно путешествует по дому, быстро ползает, самостоятельно встаёт с четверенек на ножки и садится обратно. Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми. Проявляет различное отношение к разным людям. Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу. Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых. Умение использовать во время еды ложку и кружку существенно улучшился. Когда чем-то недоволен, бурно протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Обычно дети начинают ходить в 12 месяцев, но не расстраивайтесь, если ваш карапуз всё никак не научится вставать и ходить без вашей поддержки. Детки все разные и учатся по-разному. Нельзя всех мерить единым шаблоном. Мы указали те достижения и навыки, которые осваивают большинство детей за первый год жизни. Некоторые успешно ходят без поддержки уже в 11 месяцев, другие ещё какое-то время боятся ходить самостоятельно или им просто не интересно. Нет ничего страшного, если ваш ребёнок сделает первые шаги не в 12 месяцев, а немного позже.



Ребенку 1 месяц: что умеет, развитие, вес, режим дня, уход за малышом


В первый месяц развивается и вкус. От природы ребёнка привлекает сладкое, но постепенно кроха научится воспринимать и другие вкусы, ведь вкус грудного молока меняется в зависимости от того что ест мама.

Малыш растёт не по дням, а по часам. Только в первые месяцы развитие ребенка происходит так быстро: рост ребёнка увеличивается на три сантиметра, а вес — на 600 граммов. Дыхание малютки частое, неравномерное и поверхностное, поскольку легкие и дыхательная мускулатура у младенца в первый месяц жизни развиты недостаточно, а потребность в кислороде вдвое больше, чем у взрослого.

Развитие ребенка в первый месяц жизни

Новорождённый имеет немного необычную внешность: у него крупная голова, и по сравнению с ней грудная клетка кажется маленькой. При прохождении через родовые пути голова ребёнка часто подвергается продолжительному давлению, и в результате на высвобожденной её части может появиться небольшой отёк, который со временем проходит. В спокойном состоянии кисти рук малютки сжаты в кулачки, и лишь к концу 1 месяца ладошки начинают раскрываться. Возьми малыша под мышки и коснись его ножками горизонтальной поверхности – малыш «встанет», выпрямив ножки в коленях. Наклони его вперёд и он сделает несколько шаговых движений. Эти «первые шаги» приносят такую радость родителям! Если, к концу данного периода, малыш плохо хватает ручками, не опирается на ножки и при «ходьбе» сильно перекрещивает ноги, посоветуйся с невропатологом. В спокойном состоянии ребёнок лежит с согнутыми ручками и ножками.



Ребенок первый месяц. Ребенок 1 месяц.



Календарь развития ребенка по месяцам
Ребенок первый месяц. Общие сведения.
Первый месяц малыша. Что ваш ребенок может уметь.
Первые месяцы новорожденного. Медицинский осмотр в первый месяц.
Кормление вашего ребенка в первый месяц: способы сцеживания грудного молока, как сцеживать грудное молоко, сбор и хранение грудного молока.
Новорожденный - страх брать ребенка на руки, детские угри, зрение новорожденного, срыгивание, нехватка грудного молока...
Первый месяц жизни малыша. Развитие ребенка в первые месяцы жизни.
Первый месяц жизни ребенка. Читайте статью журнала "Первый месяц".
Первый месяц. Малышу месяц.
Занятия с ребенком 1 месяца.
МЕСЯЦ ПЕРВЫЙ
Его первые минуты
Новости пеленания
У материнской груди
Что естественно - и что тревожно - первые дни
Чудо природы
Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно непривычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!
Он очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста.
Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!
Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, и он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ему на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться, - он наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Он различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.
Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер! Исследования последнего времени показали, насколько разными могут быть реакции новорожденных на одинаковые раздражители, как отличается, даже у вполне здоровых детей, уровень моторной активности, интенсивность выражения эмоций, ритмичность физиологических циклов. К примеру, цикла сон - бодрствование. По ряду подобных показателей можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или чрезмерно возбудимым, взрывчатым, импульсивным. Иными словами, станет он «легким» или «трудным» ребенком. Но знать новорожденного - это еще не все для прогноза, как сложатся его жизненные обстоятельства. Очень многое зависит от того, какими будут его родители. Ведь согласитесь, родители тоже могут быть «легкими», то есть любящими, терпеливыми, спокойными, способными окружить ребенка нежностью, создать в доме теплую, неизменно доброжелательную атмосферу, а могут быть и «трудными» - нервными, раздражительными, излишне строгими и требовательными к ребенку или чересчур его опекающими.
В одном американском исследовании врачи, изучавшие новорожденных, проследили затем за их развитием, сопоставив особенности ребенка с особенностями его родителей.
Как и следовало ожидать самым прекрасным оказалось сочетание «легкого» ребенка и «легких» родителей, а самым неблагополучным - когда обе стороны были «трудными». Но вот что примечательно: у «легких», любящих родителей «трудные» дети не только развивались хорошо - в их воспитании возникало меньше осложнений, чем в семьях, где ребенок был «легким», а «трудными» - его родители.
«Трудный» ребенок может быть очень способным, даже одаренным (как раз талантливые дети часто бывают «трудными»!). Но ведь и каждый ребенок по-своему уникален, каждый - источник радости. И все предстоящие вам заботы, в том числе, может быть, и необходимость перевоспитывать самих себя, - ничто по сравнению с этой великой радостью.
Его первые минуты
Все, кто поздравлял вас с рождением малыша, неизменно спрашивали: а сколько он весит? Масса тела, действительно, важный показатель. Но он еще не дает оснований судить о состоянии ребенка. И взвешивают его не тотчас же, как он родился, а после первого туалета. Сразу же, с самого первого мгновения, начинается обследование по шкале Апгар (названной так по имени предложившей его врача Вирджинии Апгар), включающей пять показателей: сердцебиение, дыхание, рефлексы, мышечный тонус, цвет кожи. По каждому из них выставляются баллы: высший - два, низший - ноль. Итогом становится их сумма. Шкала Апгар позволяет в считанные секунды дать общую характеристику ребенка и решить - справится ли он сам с трудностями приспособления к внеутробной жизни или ему потребуется помощь.
Как только ребенок родится, врач спешит отсосать слизь из его верхних дыхательных путей. Ответил на эту неприятную процедуру громким криком, закашлял, зачихал, задышал ровно - молодец! Значит, дыхание в порядке - есть два балла! Если только загримасничал - единица.
Сердцебиение у новорожденного ребенка гораздо чаще, чем у взрослого. При частоте выше ста, для него нормальной, проставляются два балла, ниже ста - один. Активные движения ручками и ножками обеспечивают высший балл, а если они только слегка сгибаются - единицу. Цвет кожи - показатель весьма информативный и наглядный - говорит, было ли у ребенка кислородное голодание и в какой степени. Если вся кожа бледная (или синяя), выставляется ноль, если синеваты только ручки и ножки - единица, если же он весь розовый - два!
При первой оценке - через минуту после рождения - десять баллов получают немногие дети. Но ребенку дают еще четыре минуты, чтобы собраться с силами и показать, на что он способен. Если адаптационные возможности не снижены, происходит нечто очень приятное для врача: буквально на глазах розовеет кожа, нормализуется нарушенное дыхание или сердецебиение, возрастает мышечная активность.
Но если ваш ребенок и на пятой минуте получил меньше восьми баллов, если ему потребовалась медицинская помощь или даже интенсивная терапия, - не отчаивайтесь! Детский организм очень отзывчив на лечение, на хороший уход. То, что он, может быть, недополучил в период внутриутробной жизни, теперь восполнят терпеливые мамины руки. Многое могут сейчас сделать врачи-неонатологи, но и мама способна творить чудеса...
Новости пеленания
Впрочем, не такие уж новости: не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям о том, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно незаметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.
Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.
Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Или еще проще: используя в качестве подгузника не маленькую пеленку, как обычно, а большую.
Между легкой и фланелевой пеленками принято прокладывать кусок клеенки. Для ребенка с особо чувствительной кожей, склонного к опрелостям, это нежелательно. Конечно, удобны памперсы (специальные подгузники в виде трусиков из особого гигроскопичного материала), но их заменит и марля, сложенная в несколько слоев.
Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободным, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.
У материнской груди
Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка.
Но - только питание. А материнское молоко - больше, чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В последнее время проведены исследования, показавшие, что в материнском молоке появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша. Но мало того - вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.
Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательными пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний.
Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподымать рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает - мама слишком прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.
Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (а это чаще ослабленный, чем просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.
Большой знаток всех тонкостей вскармливания профессор А.Ф.Тур выделял еще группу детей, которые как будто боятся груди: пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ил не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравился запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а потом пробовать понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.
В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, она может затянуться и на полчаса. Но - не больше! Иначе сбивается режим, да и сосок может травмироваться, появятся трещины, и тогда кормить будет труднее, возникнет угроза мастита.
Идеальный ритм кормлений - шесть раз в сутки, через три с половиной часа с обязательным ночным перерывом. Но ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить сем раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.
Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше, чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений не допускать.
Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его надо обязательно на бочок, потому что если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.
Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, но с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.
ЧТО ЕСТЕСТВЕННО И ЧТО - ТРЕВОЖНО
* В первые дни можете заметить, что у вашего маленького слегка припухли обе грудные железы. У девочки к тому же могли появиться слизистые, серовато-белые, иногда даже кровянистые выделения из влагалища. Все это - проявления так назвываемого полового криза, связанного с действием материнских гормонов. Припухлость обычно достигает максимума к 7-8 дню жизни, и потом постепенно проходит сама собой, не требуя лечения. Ребенка можно купать, как обычно, а девочку, пока есть выделения (они держатся всего несколько дней), еще и подмывать слабым раствором калия перманганата (марганцовки).
* На крыльях носа, подбородке, переносице новорожденного появляются иногда маленькие желтовато-белые узелки, подобие угрей. Это так называемые милии - тоже явление естественное. Ничуть не беспокоя ребенка, они исчезают сами по себе через одну-две недели.
* Но если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!
* В медицине существует понятие "входные ворота инфекции". У новорожденного такими "воротами" часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3%-ной перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.
* Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаивается ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!