Энергия - это жизнь: как отразить в учете расходы на электроэнергию

постулаты

Прежде всего заметим, что отношения, связанные с производством, передачей, распределением, снабжением и использованием энергии, регулируются Законом об электроэнергетике. В соответствии со ст. 26 этого Закона потребления электроэнергии возможно только на основании договора с энергопоставщиком. Этот договор обязательно должен устанавливать договорные величины потребления электрической энергии (ежемесячно). А основанием для них станут сведения о размере ожидаемого потребления электроэнергии, которые потребитель предоставляет поставщику.

Сразу отметим, что подходить к составлению таких сведений нужно очень умеренно. Это связано прежде всего с тем, что если реальные потребности предприятия в электроэнергии превысит договорной величины, то платить за излишне потребленную электроэнергию придется в двукратном размере. На это прямо указывает ч. 6 ст. 26 Закона об электроэнергетике, а именно: потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электроэнергии сверх договорной величины за расчетный период * обязаны платить энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины. Аналогичное требование содержит и п 4.2.2 Типового договора о поставках электроэнергии (приложение 3 к Правилам № 28).

Обратите внимание, что оплата электроэнергии осуществляется покупателем, как правило, в форме предварительной оплаты в размере стоимости заявленного объема потребления электроэнергии на соответствующий период **. При этом окончательный расчет потребителя за электроэнергию осуществляется по окончании месяца на основании выставленного поставщиком электроэнергии счета (пп. 6.6, 6.11 Правил № 28). Для составления такого счета используются данные о потреблении электроэнергии, определенные по показаниям приборов учета и зафиксированы в акте о использованную электрическую энергию. Требование о сложении такого акта на электроэнергию установлен п. 7.5 Типового договора о поставках электроэнергии (приложение 3 к Правилам № 28).

Кроме того, именно в момент подведения итогов месяца на основании того же акта приема-передачи электрической энергии определяется превышение ее договорной величины потребления. За такую ​​сверхлимитные электроэнергию придется заплатить в двойном размере. Но на этом дело не закончится. Предприятие наверное еще столкнется с проблемами отражения такой двойной оплаты в налогово-бухгалтерском учете, и все из-за ее спорный правовой статус.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих проблем, обобщим на рисунке (см. На с. 38 ) Первичные документы, необходимые для расчетов между потребителем и энергопоставщиком.

Правовой статус платы за перерасход электроэнергии

К сожалению, вопрос о правовом статусе платы за перерасход электроэнергии вызывает много споров. Несмотря на наличие большого количества разъяснений компетентных органов, единого мнения у них нет. Ведь именно от этого напрямую будет зависеть порядок отражения платы за перерасход электроэнергии в налоговом и бухгалтерском учете предприятия.

Существуют две точки зрения на суммы платы за излишне потребленную энергию.

Первая точка зрения заключается в том, что такая сумма является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергии. Эта точка зрения основывается на нормах ч. 6 ст. 26 Закона об электроэнергетике и прослеживается в ранних письмах НКРЭ от 25.05.05 г.. № 05-39-11 / 2296, от 31.05.05 г.. № 05-39-11 / 2387 (хотя позже она изменила свою позицию), Миндоходив в письме от 18.06.13 г.. № 8646/7 / 99-99-19-04-02-17, ГНАУ в письме от 18.05.09 г.. № 10191/7 / 16-1517. Сразу заметим, что этот подход выгоден налоговикам для целей увеличения поступления в бюджет НДС. Напомним, что согласно п. 188.1 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов. При этом в состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров. А поскольку повышенная плата за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергии является не чем иным, как дополнительной компенсацией стоимости товаров, то она должна облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Важно! Радует, что суммы НДС, уплаченные потребителями в составе стоимости сверхлимитной электроэнергии, контроллеры позволили включать в налоговый кредит (далее - НК) в полном объеме.

Раз налоговики это подтвердили в консультации, опубликованной в категории 101.16 ЗРЕНИЕ ГФСУ ( «БН», 2014, № 41, с. 47 ).

Сторонники второй точки зрения предлагают распределить плату за сверхлимитное потребление электроэнергии на две части:

1) «обычную» стоимость потребленной сверхлимитной энергии;

2) штрафную санкцию, которая включена в стоимость такой электроэнергии.

Иначе говоря, плату за сверхлимитное потребление электроэнергии, по их мнению, можно представить в виде формулы: тариф + штраф.

Основание для такой точки зрения они находят в ч. 1 ст. 217 ГКУ, где указано, что хозяйственными санкциями считаются способы воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и / или правовые последствия. Разновидностью хозяйственных санкций штрафные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хоздеятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства (ч. 1 ст. 230 ГКУ ). При этом размер таких санкций может устанавливаться в кратном размере к стоимости товаров.

Сторонники второй точки зрения считают, что сумма средств за сверхлимитное потребление электроэнергии (сверх установленного тариф) полностью соответствует перечисленным критериям. В связи с этим она имеет классифицироваться как штрафная санкция. Именно такие выводы изложены в письмах НКРЭ от 25.02.08 г.. № 1132/11 / 17-08, от 24.01.08 г.. № 457/11 / 17-08, от 02.08.07 г.. № 4739/11/17- 07 от 21.03.07 г.. № 1773/11 / 17-07.

Конечно, эта точка зрения на руку налоговикам, которые администрируют налог на прибыль предприятий. Ведь если следовать такой логике, то штрафная санкция в размере стоимости сверхлимитной электроэнергии обходит налоговые расходы. О том, что контроллеры с «прибыльного» управления уже не первый год приветствуют именно такой подход, свидетельствуют Обобщающее налоговое разъяснение относительно применения подпункта 5.3.5 п. 5.3 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» плательщиками налога на прибыль - потребителями электрической энергии, утвержденное приказом ГНАУ от 11.12.07 г.. № 696, и недавняя консультация, опубликованная в категории 102.07.03 ЗРЕНИЕ ГФСУ.

Интересный момент. Получается, что одну и ту же сумму налоговиков классифицируют по-разному. Для целей НДС-учета им выгодно утверждать, что плата за излишне потребленную электроэнергию в двукратном размере ее стоимости считается повышенной платой. В то же время для целей учета по налогу на прибыль такую повышенную плату они делят на две составляющие: оплату и штраф.

Заметим, что нет однозначного подхода к классификации платы за сверхлимитные электроэнергию и у служителей Фемиды. Так, в решении Хозяйственного суда. Киева от 10.02.12 г.. По делу № 5011-1 / 52-2012 был сделан такой вывод «... двукратная стоимость разницы фактически потребленной электроэнергии и ее договорной величины фактически является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребление электроэнергии ». Похожие выводы изложены и в постановлении ВАСУ от 01.09.11 г.. По делу № К-28446/10.

Однако существует ряд судебных решений, где поддерживается идея о разделении платы за сверхлимитное потребление электроэнергии на две части: тариф + санкция. К ним, например, относится определение ВАСУ от 17.05.13 г.. № К-37657/09, где указано, что двукратная стоимость электроэнергии, потребленной сверх договорной величины электропотребления, признается санкции в соответствии с ч. 7 ст. 27 и ч. 5 ст. 26 Закона об электроэнергетике. Похожий вывод сделан и в постановлении Одесского апелляционного хозяйственного суда от 20.08.13 г.. № 915/979/13, а именно «... ответственность в виде двойной стоимости электроэнергии за превышение ее договорной величины потребления и соответствующее содержание по своей правовой природе является хозяйственной ответственностью в виде оперативно-хозяйственной санкции, установленной законом ».

Справедливости ради заметим, что в ст. 27 Закона об электроэнергетике как санкции классифицированы платежи, предусмотренные ч. 3 - 5 ст. 26. Что касается платежа в виде платы за превышение договорных величин, то он установлен ч. 6 ст. 26 этого Закона * и не должен рассматриваться как санкция.

Кроме этого, повышенной платой (но не санкцией) суммы, нас интересуют, названные в абз. 7 п. 8.1 Правил № 28. Там, в частности, указано, что поставщик электроэнергии по регулируемому тарифу имеет право на получение от потребителя повышенной оплаты за электрическую энергию за объем превышения потребителем договорных величин потребления электроэнергии за расчетный период в соответствии с актами законодательства и условий договора.

Более того, на практике при заключении договоров о поставках электроэнергии рядом с условием о двукратную стоимость сверхлимитной электроэнергии прописываются и штрафные санкции за нарушение установленных лимитов. Поэтому в случае потребления сверхлимитной электроэнергии предприятие оплатит не только ее двукратную стоимость, а и штраф.

Резюмируем. Учитывая вышеизложенное, считаем, что двукратный размер тарифа за сверхлимитные электроэнергию является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергии (но не санкцией).

Бухгалтерский учет

В бухучете затраты на оплату электроэнергии (рассчитанную как по обычному, так и по двойному тарифу) в зависимости от направления использования относятся на:

1) себестоимость товаров (работ, услуг) и отражаются на счете 23 «Производство»;

2) общепроизводственные расходы. Они накапливаются на счете 91 «Общепроизводственные расходы»;

3) административные расходы. Для них предназначено счет 92 «Административные расходы»;

4) сбытовые расходы, отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт».

Например, начисление оплаты за электричество для освещения производственных помещений увеличивает общепроизводственные расходы (Дт 91 - Кт 685). В то же время оплата за электроэнергию для офисных зданий отражается в составе административных расходов (Дт 92 - Кт 685).

Ну а те плательщики, которые все-таки решат учитывать сверхлимитные энергию по принципу «тариф + + штрафная санкция», могут вести учет стоимости электроэнергии в пределах тарифа на тех же «расходных» счетах (23, 91, 92, 93), а штрафные санкции - отдельно на субсчете 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

Обратите внимание: стоимость электроэнергии относится на расходы не ранее месяца фактического получения электроэнергии, то есть месяца составления акта приема-передачи. На дату перечисления аванса расходы не увеличиваются.

Это правило применяется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Датой составления акта обычно считают последний календарный день отчетного месяца (пусть даже такой день является нерабочим).

Так, если на предприятие акт, датированный 31 октября 2014, фактически попадет 3 ноября 2014, то будет правильным провести его в бухучете по дате составления, то есть 31.10.14 г.. Соответственно, если имеем дело, например, с административными расходами, то это будут расходы именно октября.

Именно этим числом продавец должен выписать налоговую накладную в подтверждение возникновения налоговых обязательств по НДС. Начисляться эти обязательства будут на разницу между суммой, указанной в счете за месяц, и величиной ранее перечисленного аванса.

Подробно о датировке акта вы можете прочитать в «БН», 2014, № 38, с. 18 .

Как распределить затраты на электроэнергию?

Случается, что в одном здании находится сразу несколько помещений различной направленности, например производственный цех, кабинеты администрации, лестничные клетки и коридоры. Все они выполняют разные функции. Так, производственные цеха используются непосредственно для изготовления продукции, кабинеты администрации необходимые для осуществления функций управления и контроля деятельности предприятия, а коридоры и лестничные клетки являются местами общего назначения. Определить затраты на электроэнергию таких помещений отдельно будет нетрудно, если каждый из них оборудовано отдельным счетчиком электроэнергии. А если отдельных счетчиков нет? Как тогда определить расходы, которые в зависимости от функционального назначения помещения будут распределяться между соответствующими счетами и учитываться по разным правилам (23, 91, 92, 93)?

В таком случае можно воспользоваться методикой, предложенной миндоходивцямы в консультации с категории 102.18.02 ЗРЕНИЕ ГФСУ. По их мнению, стоимость потребленной электроэнергии можно разделить исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, и фактического времени работы этих приборов.

Конечно, проведение такого распределения требует учета всех необходимых для этого показателей. Поэтому схему распределения должен быть разработан и подписан соответствующими специалистами (главным инженером, начальником технического отдела) и утвержден директором предприятия.

Налоговый учет

Если исходить из такой точки зрения, что суммы за слишком потребленную энергию является повышенной платой, то учет таких сумм будет аналогичен учету расходов на оплату электроэнергии в пределах лимита. В налоговом учете эти расходы, в зависимости от направления использования электроэнергии, должны включаться в:

1) себестоимости товаров (работ, услуг) в периоде их реализации (п. 138.8 НКУ);

2) других налоговых расходов (например, административных или сбытовых - абз. «В» п 138.10.2 и абз. «Д» п 138.10.3 НКУ) - в периоде их начисления согласно правилам бухучета (п . 138.5 НКУ).

При составлении декларации по налогу на прибыль по форме, утвержденной приказом Миндоходив от 30.12.13 г.. № 872, расходы на оплату электроэнергии необходимо внести в соответствии с строк 05.1, 06.1 или 06.2.

Важно! Однако мы должны предупредить наших читателей, что этот путь подходит для смелых налогоплательщиков, готовых отстаивать право на налоговые расходы в части повышенной оплаты за сверхлимитные энергию в судебном порядке. Как отмечалось выше, налоговики с «прибыльного» управления распределяют повышенную оплату на две части: собственно оплату по обычному тарифу и штрафную санкцию. А штрафным санкциям не место в налоговых расходах (п 139.1.11 НКУ).

Что касается НДС-учета, то проблем возникнуть не должно. Потребитель электроэнергии может всю сумму «входного» НДС включить в состав ПК (как в части НДС, приходящуюся на стоимость электроэнергии в пределах лимита, так и на стоимость сверхлимитной электроэнергии). О том, что контролеры не возражать против НК по сверхлимит, свидетельствует консультация с категории 101.16 ЗРЕНИЕ ГФСУ. Разумеется, при условии наличия надлежащим образом оформленной налоговой накладной и использования электроэнергии в операциях, облагаемых НДС, в пределах хозяйственной деятельности.

Как видим, потребитель электроэнергии, который допустил ее перерасход, оказывается между двух огней. Если плату за сверхлимитные энергию он отобразит как:

• повышенную компенсацию за товар, то под угрозой могут оказаться налоговые расходы (в части сверхлимитной электроэнергии, налоговики признают штрафной санкцией)

• комплексный платеж (тариф и штрафная санкция), то потеряет право на НК на сумму НДС, приходящуюся на часть стоимости сверхлимитной электроэнергии, приравненной к штрафу.

В связи с этим перерасход электроэнергии лучше не допускать. Для этого достаточно прописать в договоре реальные потребности в электричестве. Если же по каким-либо причинам эти цели изменились, то в соответствии с п. 4.4 Правил № 28 потребитель имеет право в течение расчетного периода (месяца) обратиться к энергопоставщику с заявлением о корректировке договорной величины потребления электроэнергии. В свою очередь, поставщик электроэнергии в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения рассматривает заявление, принимает решение по этому обращению и не позднее шестого рабочего дня после получения обращения письменно сообщает потребителя о результатах рассмотрения заявления.

Таковы основные учетные особенности расходов на электроэнергию. Мы со своей стороны хотим пожелать вам, уважаемые читатели, бесперебойных поставок этого незаменимого продукта.

выводы

  • Если реальные потребности предприятия в электроэнергии превысит договорной величины, то платить за сверхлимитные электроэнергию придется в двукратном размере.

  • По нашему мнению, двукратный размер тарифа за сверхлимитные электроэнергию является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергии, но не санкции.

  • В части НДС налоговики готовы воспринимать эту позицию. В части налога на прибыль - нет.

документы статьи

Закон об электроэнергетике - Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г.. № 575/97-ВР.

Правила № 28 - Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением НКРЭ от 31.07.96 г.. № 28.

Как распределить затраты на электроэнергию?
А если отдельных счетчиков нет?
Как тогда определить расходы, которые в зависимости от функционального назначения помещения будут распределяться между соответствующими счетами и учитываться по разным правилам (23, 91, 92, 93)?
Карта